Ученые КАИ* спроектировали сверхзвуковой летательный аппарат для межконтинентальных полетов в стратосфере.
Разработкой идеи и расчётами занимались кандидат технических наук, доцент кафедры теплотехники и энергетического машиностроения КНИТУ-КАИ Адольф Лиманский и казанский инженер Александр Сейфи.
Как отмечают разработчики, предложенными ими технические решения позволят создать машину, которая будет отличаться от зарубежных конкурентов увеличенной полезной нагрузкой и уменьшенным временем взлета.
Согласно описанию к патенту, летательный аппарат относится к космическим транспортным кораблям многократного применения.
Устройство для полетов в стратосфере с континента на континент состоит из фюзеляжа с крыльями, полезной нагрузкой, вертикальными стабилизаторами, стойками шасси, управляющими горизонтальными плоскостями впереди и сзади, ракетными или воздушно-ракетными двигателями на воздухе и кислороде.
Главное отличие от существующих аппаратов – возвращаемый на место старта разгонный блок в виде опоясывающего фюзеляж овального крыла с закрепленными на нем газотурбинными двигателями и двумя топливными баками.
«Я прочитал про крупнейший катамаранный самолет Stratolaunch (создан как воздушная платформа для запуска ракет-носителей Pegasus XL, предназначенных для вывода спутников на орбиту, — прим. ред.), и вдохновился этой идеей. Мы дополнили ее и усовершенствовали, чтобы можно было осуществлять перелеты с континента на континент», — рассказал разработчик Александр Сейфи.
Авторы также рассматривали технические решения SpaceX starship и патентов US 6446905 «Система многоразовый космический корабль», US 4471926, «Транспортное средство, используемое вместе с многоразовым космическим кораблем» — но в каждой разработке существуют недочеты: низкая экономичность двигателя при дозвуковых и малых сверхзвуковых скоростях полета, небольшая полезная нагрузка, большее количество времени для разгона.
Наиболее близким иностранным аналогом перспективного аппарата они назвали проект британского многоразового беспилотного космолета Skylon компании Reaction Engines Limited, который планируется поднять в воздух в середине 2020-х годов. Именно Skylon и стал прототипом для казанских инженеров.
Как отметили ученые, проект запатентован в рамках идеи и экспериментального подтверждения пока не проведено.
*КАИ — Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева.
Источник информации https://kai.ru/