Крупнейший в мире производитель титана, потребителями которого являются авиастроительные компании, ВСМПО-АВИСМА отметил свой 90-летний юбилей.
Свою историю предприятие ведет с 1 июля 1933 года, когда под Москвой состоялся пуск Завода №45 по производству полуфабрикатов из алюминиевых и магниевых сплавов для авиации.
Сегодня уральский титан можно найти во всех отечественных самолетах и вертолетах, а также в зарубежной авиатехнике известных марок.
Алюминий для авиации
Несмотря на то, что сегодня основные мощности корпорации расположены на Урале, история ВСМПО-АВИСМА началась далеко от гор − в Подмосковье. Именно там в конце 1920-х годов, на волне индустриализации страны, началось строительство передового предприятия для выпуска дюралюминия, очень нужного для бурно развивающейся авиации СССР и других высокотехнологичных производств.
Для организации завода привлекались иностранные специалисты, а лучшее оборудование закупалось сразу в нескольких странах.
1 июля 1933 года предприятие было введено в строй и стало единственным в стране производителем полуфабрикатов из алюминиевых и магниевых сплавов. Здесь создавались новые сплавы, которые сразу шли в разработку авиационных деталей.
В 1941 году, когда немцы вплотную подошли к Москве, завод эвакуируется на Урал, в поселок Верхняя Салда, и практически сразу возобновляет выпуск продукции. К 1943 году завод перекрыл проектную мощность в шесть раз, полностью обеспечивая потребности советского авиастроения. За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны коллектив предприятия был отмечен высшей наградой страны – орденом Ленина.
В эти же годы в городе Березники Пермской области для увеличения производства магния, также необходимого авиации, строится магниевый завод, будущая АВИСМА.
Первый слиток металла, ускорившего победу над фашизмом, был получен здесь в 1943 году.
Битва за титан
В 1950-е годы новой стратегической задачей завода в Верхней Салде становится производство полуфабрикатов из титана – уникального материала, прочного, как сталь, но более легкого и стойкого к коррозии.
Для работы с новым металлом обновлялись технологии, оборудование, все делалось впервые.
17 февраля 1957 года был получен первый титановый слиток, плавку которого возглавил Владислав Тетюхин, будущий руководитель ВСМПО-АВИСМА. При этом завод продолжал выполнять и другие заказы. Здесь выпускались профили из алюминиевых сплавов для Ту-95, штамповки для МиГ-19, Ту-16, Ту-95, «самолета-снаряда» В-300, ракетных комплексов «Буран» и «Вьюга», двигателей для Ан-10, Ан-12, Ил-18, Ту-114.
В 1960-70-е предприятие обновляется, начинается выплавка крупногабаритных титановых слитков. Так, в 1976 году на салдинском заводе был выплавлен крупнейший в мире титановый слиток весом 15 тонн и диаметром 1200 мм.
Предприятие участвует во всех аэрокосмических проектах тех лет. Салдинские полуфабрикаты были использованы в стыковочном узле космического комплекса «Союз-Аполлон», в корабле многоразового использования «Буран», ракетоносителе «Энергия», самолетах-гигантах «Руслан» и «Мрия». Также изделия завода применяются в судостроении, химической, целлюлозно-бумажной промышленности, энергетике и других отраслях.
С мая 1982 года предприятие называется ВСМПО – Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение.
В конце 1980-х предприятие выпускает около 100 тыс. тонн титановых слитков – это больше, чем весь остальной мир.
Параллельно в Березниках также приступают к титановому производству − с 1963 года там работает Березниковский титано-магниевый комбинат, где выпускают титановую губку – сырье для получения титана.
С 1990 года предприятие носит название АВИСМА (авиационные специальные материалы).
Лидер титанового рынка
В постперестроечный период предприятие сталкивается с большими трудностями: сокращается госзаказ, начинаются перебои с поставками сырья, растут цены. ВСМПО принимает решение выйти на высококонкурентный мировой рынок.
В 1993-1994 годах были получены первые сертификаты ведущих мировых авиа- и двигателестроительных фирм и заключены контракты с фирмами Boeing, Airbus, Embraer, Bombardier, Aerospatiale, Snecma, General Electric.
В 1998 году ВСМПО и АВИСМА объединяют мощности и становятся одним из крупнейших игроков на мировом рынке титана.
В 2006 году акционером ВСМПО-АВИСМА становится «Рособоронэкспорт». В 2007 году контроль над титановым гигантом переходит к Госкорпорации Ростех, благодаря участию которой стабилизируется работа предприятий, и ВСМПО-АВИСМА заключает крупнейшие международные контракты с авиастроительными фирмами.
На сегодняшний день основным акционером компании является Михаил Шелков, заместитель председателя совета директоров ВСМПО-АВИСМА (65,27%), 25% плюс 1 акция принадлежит Госкорпорации Ростех.
Без верхнесалдинского титана невозможно представить развитие промышленности в нашей стране за последние 60 лет. Титановые детали были в космическом корабле Юрия Гагарина. В пилотируемых ракетных комплексах «Восток» и «Союз», беспилотных «Луна», «Марс», «Венера», а также «Энергия» и в орбитальном корабле «Буран» тоже использовались титановые сплавы.
Титан производства ВСМПО-АВИСМА есть во всех без исключения отечественных авиадвигателях, самолетах и вертолетах, которые сегодня применяются в авиации.
Уральский титан нашел себя даже в монументальном искусстве – из него создан памятник первому космонавту, установленный в 1980 году на площади Гагарина в Москве.
К своему 90-летию корпорация ВСМПО-АВИСМА пришла в статусе самого крупного в мире предприятия по производству титановых полуфабрикатов: слитков, плит, листов, труб, кольца и др., − всего более 4 тыс. видов титановой продукции.
В корпорации трудится около 20 тыс. сотрудников.
ВСМПО-АВИСМА – лидер на мировом высокотехнологичном рынке титановой продукции, глубоко интегрирована в мировую авиакосмическую индустрию и является для многих компаний основным стратегическим поставщиком изделий из титана. Продукция корпорации также широко используется в энергетике, нефтегазовой промышленности, судостроении, медицине и строительстве.
Источник информации — ВСМПО-АВИСМА, https://vsmpo.ru/.