Международной морской организацией (IMO) введен запрет на использование несоответствующего нормам морского топлива на борту судов с 1 января 2020 года.
В скором будущем суда должны прийти к уровню так называемого «нулевого сброса», а для этого, в качестве двигателей получить гибридные или электрические энергоустановки, обладающие сниженным потреблением топлива, либо использующие его экологичные виды: СПГ, водород или ветер. Кроме того, существенно снизить вредные выбросы в атмосферу позволяет развитие применения систем электродвижения (СЭД).
На настоящий момент СЭД занимают незначительную долю (около 15-20%) на мировом рынке гражданской судостроительной продукции по сравнению с традиционными схемами движения, например, такими как дизельные установки. Однако в последнее время данные системы активно развиваются и получают всё большее применение в сфере гражданского судостроения.
Суда с системами полного электродвижения, в которых в качестве источника питания применяются аккумуляторные батареи, характеризуются относительно небольшой дальностью хода, скоростью до 10-14 узлов, ограниченной грузо- и пассажировместимостью.
Одним из основных направлений развития таких судов является создание «экологически чистых» транспортных речных судов и судов класса «река-море», в том числе беспилотных, для обеспечения высокоинтенсивных перевозок грузов и пассажиров на относительно коротких маршрутах.
В Российской Федерации накоплен значительный опыт в области создания электроэнергетических систем кораблей и судов с системами полного и частичного электродвижения.
За последние годы отечественными предприятиями и компаниями (ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (ЦНИИ СЭТ), АО ЦМКБ «Алмаз», ООО НПК «Морсвязьавтоматика», АО «Холдинговая компания “Ак Барс”», Группа компаний «ФОРСС») разработан ряд проектов транспортных судов, в которых аккумуляторные батареи используются в качестве основных источников энергии.
ООО «НПК «Морсвязьавтоматика» выполняет работы по изготовлению опытного образца судна катамаранного типа с системой полного электродвижения на аккумуляторных батареях. Также для Калининградской области прорабатывается вопрос строительства среднемагистрального автомобильно-пассажирского экологически чистого парома на электроходу.
Два конструкторских бюро Объединенной судостроительной корпорации разрабатывают проекты различных сухогрузов на сжиженном природном газе (СПГ).
Если говорить о безэкипажных судах, то у этого сегмента наряду с уменьшением расходов и повышением безопасности судоходства также есть экологические преимущества: автоматизированные системы судов смогут рассчитывать оптимальные параметры плавания и снижать расход топлива.
На Средне-Невском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге уже началось строительство безэкипажного научно-исследовательского судна «Пионер-М» — первого в отечественном кораблестроении, создаваемого промышленным способом, на котором в качестве источника энергии будут использоваться солнечные батареи.