Конструкторское бюро ОСК «Алмаз» представило уникальное судно «Спрут» для подводно-технических работ в арктических широтах.
Судно для обеспечения подводно-технических работ на морских нефтегазопромыслах «Спрут» ледового класса ARC5 проекта 22980 конструкторского бюро ОСК «Алмаз» было представлено сразу на двух крупных отраслевых мероприятиях – Петербургском газовом форуме Международной выставке и конференции по освоению ресурсов нефти и газа российской Арктики и континентального шельфа стран СНГ RAO/CIS Offshore 2025.
На едином стенде экспозиции Объединенной судостроительной корпорации в рамках Петербургского газового форума демонстрируется модель судна, а о его возможностях в деловой программе RAO/CIS Offshore 2025 рассказал заместитель директора Департамента продаж и контрактации гражданского судостроения ОСК Владимир Рачин.
Судно «Спрут» ледового класса с возможностью работы на глубинах до 2000 метров предназначено для обслуживания подводного нефтепромыслового оборудования, инспекции и ремонта подводных частей морских сооружений и трубопроводов, а также выполнения иных подводно-технических операций в условиях арктических морей.
Судно позволяет устанавливать конструкции на морское дно, монтировать подводное оборудование, проводить исследования, инженерно-геологические и экологические изыскания, а также выполнять вспомогательные гидрометеорологические наблюдения. Кроме того, судно может участвовать в операциях по оказанию помощи аварийным подводным лодкам.
В качестве оснащения «Спрут» предусмотрен в нескольких вариантах конфигурации ‒ для работы с обитаемыми и необитаемыми подводными аппаратами, а также с глубоководным водолазным комплексом (ГВК) с колоколом, обеспечивающим работу водолазов на глубине до 500 метров.
При необходимости судно может быть дооборудовано кормовой П-образной рамой для спуска и подъема комплекса для размещения на борту обитаемого подводного аппарата «Ясон», разработанного конструкторским бюро ОСК «Малахит». Аппарат «Ясон», строящийся в настоящий момент на предприятии ОСК Севмаш, предназначен для выполнения инспекционных и поисковых работ, а также обследования подводных объектов на больших глубинах.
Без каких-либо доработок «Спрут» способен разместить на борту автономные подводные необитаемые аппараты (АНПА) «Аргус-Д» и «Аргус-И», разработанные конструкторским бюро ОСК «Рубин».
АНПА «Аргус-Д» предназначен для доставки и развертывания оборудования на морском дне, а «Аргус-И» выполняет функции инспекции и мониторинга состояния подводной инфраструктуры.
В случае заинтересованности заказчика подобной конфигурацией, специалисты профильных конструкторских бюро ОСК смогут проработать различные варианты компоновки оборудования для оптимального решения поставленных задач.
Из преимуществ в сравнении с мировыми аналогами отмечаются высокий ледовый класс Arc 5, а также уникальное размещение основных подводно-технических средств в закрытых эллингах со спуском через шахты, что обеспечивает возможность круглогодичной эксплуатации в сложных условиях Арктики.
Судно также оснащено современным приборно-аппаратурным комплексом для обнаружения течей в подводных нефтегазопроводах, имеет просторную рабочую палубу и широкий набор специализированного технического и грузового оборудования.
Судно рассчитано на размещение 42 специалистов (и до 60 — в варианте с ГВК) и 36 членов экипажа. Длина «Спрута» — 108,5 метров, ширина около 18 метров. Скорость хода — 15 улов. Дальность плавания не менее 6000 миль, автономность по запасам провизии и пресной воды — 40 суток.
Справка об АО «ЦМКБ «Алмаз»»
Акционерное общество «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» – российский лидер в проектировании скоростных, противоминных и патрульных кораблей и катеров, корветов, десантных и патрульных кораблей на воздушной подушке, научно-исследовательских и спасательных судов, судов специального назначения, транспортных и пассажирских судов, судов для Арктики и плавучих доков.
ЦМКБ «Алмаз» — конструкторское бюро полного цикла, обладающее уникальными техническими решениями судов всех принципов движения и всех типов энергетических установок. При создании проектов применяются самые передовые конструкторские решения и ноу-хау; в проектах кораблей и судов используются новейшие материалы, в том числе композиционные.
По проектам бюро построено более 26 тысяч кораблей и судов в 40 странах мира.
Бюро реализует глубоко научный всесторонний подход к разработкам, учитывающий все современные тренды науки и техники: квалификационный состав бюро насчитывает 8 докторов наук, 24 кандидата наук; в бюро создан свой Диссертационный совет; на базе ЦМКБ «Алмаз» работают студенческие конструкторские бюро ведущих вузов морской направленности.
Основано в 1949 году. Входит в Объединенную судостроительную корпорацию.
В 2009 году заслуги трудового коллектива ЦМКБ «Алмаз» были отмечены Благодарностью Президента Российской Федерации.
1 мая 2025 года Президент РФ В.В. Путин наградил бюро Почетным знаком «За успехи в труде».
Источник информации — АО «ЦМКБ «Алмаз»» (https://almaz-kb.ru).






В ОКБ Сухого состоялось заседание макетной комиссии, ознаменовавшее начало работ по получению ПАО «ОАК» Сертификата типа на «БТС...
Российские ученые создали специальные поверхности (радиозеркала) для усиления сигнала мобильной связи 5G.
Стартовала подготовка проекта планировки для круглогодичного парка на месте на месте устаревшей инфраструктуры монорельса.